Необходимо различать международный арбитраж, который рассматривает споры между государствами и международный коммерческий арбитраж, который может действовать в любой стране и рассматривает споры между хозяйствующими субъектами или предпринимателями одной страны и хозяйствующими субъектами или предпринимателями другого государства. Практически всегда эти споры вытекают из договорных отношений, носят коммерческий характер и регулируются законадательством страны, предусмотренным в договоре.
Что касается межгосударственных споров, то на сегодняшний день существует при ООН (Организации объединенных наций) Международный суд, как один из шести главных органов Организации объединенных наций, призванный «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
Например, в январе 2017 года Украина обратилась в Арибтражный суд ООН с иском к России, в котором требует признать действия России в Донбассе нарушающими Международную конвенцию по борьбе с финансированием терроризма, а в Крыму нарушающими Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Перед подачей иска Украина обратилась к России с предложением признать юрисдикцию Арбитражного суда ООН по своему иску, но не получила от РФ никакого ответа. Поэтому вопрос о юрисдикции встал перед Арбитражным судом, как предшествующий рассмотрению иска по существу. Первые слушания по вопросу о юрисдикции, то есть, подсудности исковых требований Арбитражному суду ООН, прошли лишь в июне 2019 года, где Россия заявила об отсутствии юрисдикции. Суд на сегодняшний день не определился с данным вопросом о подсудности (юрисдикции) исковых требований.
13.07.2019